Предварительный заказ на расчет банкета

История ресторанов

Главная/Статьи/История ресторанов

История ресторанов

История появления ресторанов: как все начиналось…

История ресторанов началась давным давно, но мало кто знает, что представляли из себя первые подобные заведения общественного питания, как, когда и где они появились. Сегодня отмечать в ресторанах семейные праздники, различные торжественные события — для многих стало традицией. 

А ведь когда-то заведения общественного питания совсем не походили на современные рестораны, созданные для того, чтобы вкусно поесть и приятно провести время.  Довольствовался посетитель лишь тем скудным меню, что предлагалось хозяином, да и есть порой  приходилось стоя… О том, какой путь прошли рестораны прежде, чем превратились в современные заведения высокой кухни, поговорим подробнее.

Общественное питание: с древних времен и до средневековья

История появления ресторановНесмотря на французское происхождение слова «ресторан», первенство в организации заведений массового питания принадлежит древним римлянам. Термополии – так назвались небольшие помещения, где подавали горячие вина и блюда. Причем вино смешивалось с водой, а еда была самая непритязательная – горох или бобы. Впрочем, эти заведения скорее можно охарактеризовать как древние экспресс-кафе, так как мест для сидения не было, и пищу клиенты поглощали стоя.

Появление первых ресторанов связывают с Ханчжоу – культурным и экономическим центром Поднебесной. Это произошло примерно в XIII столетии. Для этого времени город был весьма развит во всех отношениях и насчитывал более миллиона жителей, здесь уже ходили бумажные ассигнации. Культура гостеприимства в Китае была уже тогда на высоком уровне. Именно тогда и появились заведения, отдаленно напоминающие современные рестораны, в которых услужливые хозяева старались выполнить все кулинарные пожелания посетителей, а также создавали все удобства для приятного отдыха. Словом, налаживали сервис.

Считается, что «прародителями» этих заведений были таверны и чайные домики, владельцы которых стремились принять путешественников согласно лучшим традициям гостеприимства. Впрочем, Китай может похвастаться гораздо более ранним развитием ресторанного сервиса: мало кому известно, что еще в VII веке, во время правления династии Тан, уже работали подобные современным ресторанам дома, специализирующиеся на каком-либо одном виде пищи. Поэтому можно считать, что история ресторанов с точки зрения схожести оказываемых услуг, начиналась скорее в Китае.

Харчевни на Западе: о, дикие нравы!

Средневековый Запад относился к предприятиям общественного питания с неким легким презрением: там считали даже неприличным питаться где-нибудь, кроме дома. Единственное исключение составляли путешествующие, именно для них и существовали в средние века трактиры, харчевни и таверны. А ближе к XVII веку эти «забегаловки» себя исчерпали и стали приходить в запустение, так как европейцы становились более требовательными к пище и предпочитали заказывать повара на дом или пользоваться услугами наемного кулинара.

Один из путешественников, проезжавших Париж в начале XVIII века, описывал трактир, в котором ему довелось остановиться, как грязное и неуютное заведение с непригодными для приличного человека столами, за которыми приходится есть среди завсегдатаев, набрасывающихся на пищу и поглощающих ее в один момент. Получалось, по словам обескураженного туриста, что, заплатив за еду, он мог попросту ее не успеть отведать!

Однако разумные европейцы со временем оценили, какие выгоды им может сулить создание сервиса питания для проезжающих. Наступало время полностью изменить подход к организации питания и открывать заведения нового типа, ориентированные на качественную кухню и высокий уровень обслуживания.

Первые рестораны Европы: спасибо мсье Буланже!

История ресторановИ вот, наконец, свершилось: в 1765 году французский трактирщик Буланже открыл первый в истории ресторан, поместив над своим заведением в Париже, недалеко от Лувра, вывеску, гласящую о том, что здесь получат восстановление все, страдающие желудком. «Восстановление» – по-французски «restourabo» и послужило происхождению самого слова «ресторан». Чем же угощал своих посетителей предприимчивый француз? В заведении под новоиспеченным названием подавали различные супы, бульон, котлеты и блюда из яиц. Однако,  заглянув в Книгу рекордов Гиннесса, обнаруживаем, что испанцы оказались в этом деле проворнее, ибо там указан «Собрино де Ботин» (SobrinodeBotin) как старейший в мире ресторан, открытый в Мадриде в 1725 году.

Следующий прорыв в истории ресторанов совершил владелец английской таверны в Пале-Рояле Антуан Бовилльер. Практика службы шеф-поваром у самого герцога Провансальского не прошла бесследно: новоиспеченный ресторатор постарался сделать свое заведение максимально комфортным для посетителей, а блюда – самыми изысканными. Интерьер отличала изысканная, даже шикарная обстановка: люстры из хрусталя, столы красного дерева и скатерти с изысканным дамасским узором. В подвале ресторана хранились бочки с выдержанным французским вином.

Развитие ресторанного бизнеса в Европе

История ресторановК концу XVIII века рестораны стали пользоваться широкой популярностью у горожан. Изменилась манера обслуживания и подачи блюд: теперь этому аспекту стали уделять очень большое внимание. Меню пополнялось новыми оригинальными блюдами. Посетители теперь могли заказать не только еду из списка, но и нечто особенное, не указанное в нем. Зал оформляли в соответствии с модой времени – появились отдельные столы, рассчитанные на разное количество мест.

Хотя ресторанное дело набирало обороты очень быстро, были здесь и свои трудности, которые хозяевам заведений приходилось преодолевать: отсутствие достаточного количества кухонной утвари, холодильников осложняли дело. Зимой продукты можно было закупить впрок на несколько дней, летом же приходилось использовать все сразу. К тому же, меню составлялось, исходя из тех продуктов, которые были доступны в данной местности. Однако, несмотря на это, ресторанный бизнес на Западе неуклонно развивался и совершенствовался.

Как появились рестораны в России

История ресторанов России имеет свои особенности. Со времен Ивана Грозного спиртное продавалось только в трактирах и царских кабаках. В относительно самостоятельное понятие русские рестораны выделились в конце XIX века, когда был построен первый из них – «Славянский базар» в Москве. Вместо трактирных половых, здесь уже работали официанты в белых фартуках и перчатках, так называемые «люди», была музыка с хором цыган и традиционная русская кухня.

В начале XX века в Санкт-Петербурге и Москве открылись несколько крупных ресторанов со своими оригинальными блюдами, напитками, прейскурантами. Тогда же начал выпускаться журнал рекламного характера «Ресторатор». Интересно, что в то время работа таких заведений регламентировалась градоначальниками. Главные чиновники решали вопрос об открытии-закрытии ресторанов, их режиме работы, какое количество спиртного и блюд подавать посетителям и даже утверждали репертуар оркестра.

После Октябрьской революции много ресторанов закрылось. А возрождение ресторанного дела в России началось уже после пятидесятых годов XX века. В 70-х рестораны процветали, а в 80-х испытывали серьезные трудности в связи с тотальным дефицитом продуктов. После развала СССР начали открываться частные рестораны и, с тех пор, их развитие стало динамичным и стабильным.

Современные тенденции

Далее развитие ресторанного бизнеса строится на выделении их особенных черт: владельцы стремятся выделить свое заведение из числа конкурентов. Создаются и держатся в строгом секрете новые уникальные рецепты, многие рестораны специализируются на национальных видах кухни, различных способах приготовления пищи. По-прежнему большое внимание уделяется уютному стильному интерьеру и высокому качеству обслуживания. Многие рестораны имеют отдельные шикарные банкетные залы, способствующие привлечению клиентов, где можно с размахом отметить торжество с большим количеством гостей.

Если можно назвать историю ресторанного бизнеса эволюцией вкуса человечества, то банкетные залы «Юбилей» в Санкт-Петербурге взяли из многоступенчатой эволюции все самое лучшее и умело все это сочетают  – превосходную кухню, уютный стильный интерьер, приятное обслуживание, впечатляющее меню, вежливость и индивидуальный подход к каждому из заказчиков. И все это позволяет назвать «Юбилей» высококачественным продуктом эволюции российского ресторанного бизнеса.

Оставить комментарий